Программа НМА
Программа НМА info@nm-a.ru
+7 (985) 787-64-84
[ Вход ]

Учет материально-производственных запасов в производстве

В программе НМА реализован учет МПЗ при сборочном производстве в модуле складского учета. Как же моделируется учет в сборочном производстве в программе НМА? Проще всего ответить на этот вопрос на понятном простом примере сборки обычного офисного компьютера. Допустим у нас организована сборка компьютеров по заказу конкретного Покупателя. Но варианты готовой продукции, в нашем случае компьютер, требуются разные в зависимости от потребностей Покупателя. Каждое собранное готовое изделие состоит из комплектующих: монитор, системный блок, клавиатура, принтер, манипулятор мышь. В пункте главного меню «Справочники» есть пункт «Спецификации готовой продукции и нормы расхода материалов». В этом пункте заполним 3 спецификации: Компьютер intel i7/500Gb/Nvidia GeForce 2Gb/19" LED, компьютер на базе intel i3/4Гб ОЗУ/500Гб/19 дюймов и компьютер на базе AMD A6/4Гб ОЗУ/500Гб/19" LED.

Справочник спецификации (нормы расхода материалов). Рисунок 1

Каждая спецификация содержит перечень комплектующих, которые будут использованы при сборке каждого из трех изделий. Далее при поступлении заказов вводим документ «Заказ на производство». Для этого выбирайте указанный пункт в меню «Данные». Добавляем новый Заказ на производство. Указываем исходные данные по заказу: дату поступления заказа, выбираем Заказчика из справочника контрагентов, дату запуска в производство и плановую дату исполнения.
На вкладке «Готовая продукция» добавляем строки номенклатуры заказанных изделий, а на вкладке «Материалы и комплектующие»: склад материалов (откуда отпускаются комплектующие в производство) и Производственное подразделение (куда поступают МПЗ). Кнопка «Заполнить» позволяет показать информацию по комплектующим: расчетное количество, согласно норме, сколько есть в наличии на складе, сколько отпущено в производство, дефицит и излишки по номенклатурным позициям комплектующих. Сохраним наш Заказ. В списке заказов появится наш заказ, который можем вывести в Excel, и использовать полученную информацию для оперативного управления нашим сборочным производством.

Заказ на производство. Рисунок 2

Следует также отметить, что графа «Отпущено в производство» учитывает возврат из производственного подразделения обратно на склад материалов. Для передачи материалов в производство используется журнал документов на внутреннее перемещение, где происходит ввод и формирование первичных документов: требование-накладная, накладная на внутреннее перемещение.
Перемещение МПЗ в производство моделируется в программе как перемещение материалов из мест хранения (например, «Склад материалов», счет учета 10.2) в производственное подразделение (например, «Сборочный отдел», счет учета 20). Остатки в производственном подразделении можно просмотреть в пункте «Картотека ТМЦ». В процессе сборочного производства мы получаем готовое изделие.
Для списания материалов и комплектующих нам надо выбрать пункт «Производственные отчеты». Добавим новый документ - производственный отчет. Карточка документа может быть заполнена на основании «Заказ на производство». Перечень номенклатуры готовой продукции отображается на вкладке «Изготовленная продукция». Первичным документом, формируемым на основании данных о производстве, будет являться накладная на передачу готовой продукции в места хранения по форме МХ-18. Для расчета списания на вкладке «Дополнительно» укажем используемый способ списания, а затем на вкладке «Расход материалов и комплектующих» нажмем кнопку «Заполнить»: будет выполнен расчет списания, согласно спецификации (нормы расхода) по изготовленной продукции. В случае выявления ошибок будет выведен список в разрезе наименований с пояснениями программы.

Документ производственный отчет: изготовленная продукция. Рисунок 2

Первичный документ «Акт на списание материалов и комплектующих» с производственного подразделения можно также получить на вкладке «Расход материалов и комплектующих». Документ будет сохранен в журнале «Акты и накладные на списание». Таким образом, материальные ценности будут списаны с производственного подразделения в соответствии с учетными ценами.

Документ производственный отчет: расчет списания материалов и комплектующих. Рисунок 3

На вкладке «Изготовленная продукция» с помощью кнопки «Расчет цены» можно рассчитать учетную цену готовой продукции. Расчет себестоимости готовой продукции является более сложной задачей, но самая трудоемкая часть по списанию материалов и комплектующих полностью может быть смоделирована в складском учете программы НМА. Для полного расчета себестоимости изделия является целесообразным добавление новых вкладок «Зарплата» и «Производственные услуги» в документ «Производственный отчет». Реализация этого дополнительного функционала запланирована для платных версий программы «Складской учет в производстве». Так на основании данных о зарплате возможно автоматическое начисление заработной платы за каждое изготовленное изделие на основании производственных отчетов и точный расчет фактической себестоимости готовой продукции. Форма производственного отчета приведена на рисунке ниже.

Производственный отчет. Печатная форма. Рисунок 4